Новости
6 августа 2017, 21:09

День железнодорожника | Неизвестные страницы о первом начальнике Надеждинского отделения железной дороги

В музее Дома культуры железнодорожников долгое время на стене висел планшет, оформленный к 50-летию Серовского отделения дороги, которое отпраздновали в 1985 году. На нем были указаны все начальники отделения дороги – с самого начала образования отделения. Первым в этом списке значился человек по фамилии Позняк (имя и отчество не установлены). Так сухо и просто. Кто был этот человек? Что мы знаем про него и его трудовую деятельность?

Позняк Виктор Михайлович родился в январе 1887 года в уездном городе Можайске тогдашней Московской губернии, отец его работал главным кондуктором на Северной железной дороге, что, скорее всего, и определило в дальнейшем его выбор профессии, связанной с железнодорожным транспортом.

Виктор Михайлович получил среднее образование, с 1898 по 1904 году (6 классов) он обучался в городском училище города Можайска, а через два года, в 1906 году, сдал экстерном испытания на учителя математики для городских училищ, что характеризует его как незаурядного человека.

В 1906 году он был призван в армию, где прослужил в звании рядового по 1907 год. С 1907 по 1909 год трудится на Северной железной дороге как коммерческий контролер (помощник товарного кассира) в товарной кассе.

В 1909 году Виктор Михайлович устраивается работать конторщиком в техническую контору Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги станции Подмосковная, а через два года, в 1911 году, работает уже помощником начальника станции Угале (в 27 верстах от Вентспилса) в Курляндской губернии. В 1915 году Виктор Михайлович переезжает на станцию (разъезд) Махерово и становится ее начальником. Сейчас это станция Октябрьской железной дороги в Оленинском районе Тверской области.

25 октября по старому стилю (7 ноября – по-новому) в России произошла Октябрьская революция, в результате которой началась Гражданская война, было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов.

Фрагмент планшета, оформленного к 50-летию Серовского отделения дороги, на котором перечислены его начальники.

Виктор Михайлович Позняк, как и все активные граждане, не остался в стороне и в декабре 1917 года вступил в ряды ВКП(б), находясь тогда в городе Ржев Тверской губернии, и был избран председателем ВРК (Военно-Революционный Комитет) Исполкома города Ржев. В этом же 1917 году он вступил в железнодорожный профессиональный союз.

В период с 1919 года по 1920 год Виктор Михайлович направляется на работу начальником Политотдела Московско-Казанской ж.д. на станции Агрыз, а позднее – ревизором движения на станцию Мелитополь Южной ж.д. Деятельность политчасти и политотделов была направлена на создание и укрепление первичных парторганизаций, подбор и расстановку кадров, руководство комсомольскими организациями, контроль за производственной деятельностью предприятий.

Октябрьская революция переросла в стадию Гражданской войны и характеризовалась как ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших за приходом к власти большевиков в результате Октябрьской революции 1917 года.

Во время Гражданской войны с 1920 по 1924 годы Виктор Михайлович служил в рядах Красной армии на Южном фронте в должности помощника командира отдельного железнодорожного батальона, принимал активное участие в Перекопско-Чонгарской наступательной операции под командованием Михаила Васильевича Фрунзе, которая привела к освобождению Крыма от белых войск. Виктор Михайлович принимал непосредственное участие во взятии Чонгарско-Сивашского моста на Южном фронте.

С 1924 года Позняк – секретарь РПК в городе Зиновьевск. С окончанием Гражданской войны Виктор Михайлович остается на Украине, где с 1925 года работает на Юго-Западной железной дороге начальником станции Жмеринка, заведующим кондукторским резервом бригад на станции Бирзула, начальником отдела на станции Казатин, руководителем механизированной группы планово-технического эксплуатационного отдела в Киеве.

В октябре 1930 года Виктора Михайловича переводят работать на Урал, где он по июль 1933 года трудится на посту начальника эксплуатационного района Пермской железной дороги (в который тогда входили такие города, как Нижний Тагил и Челябинск).

В 1935 году Виктор Михайлович был направлен на высшие курсы командного состава НКПС в Ленинграде, которые окончил по специальности «Эксплуатация железнодорожного транспорта».

За годы гражданской войны железнодорожный транспорт страны был сильно разрушен. Все усилия железнодорожников Богословско-Сосьвинской железной дороги (БСЖД), действующей тогда в нашем районе, по обеспечению нормальных перевозок отставали от требований производства, в связи с чем СНК СССР принимает решение о передаче БСЖД в ведение Наркомата путей сообщения.

В 1934 году на железных дорогах страны произошло свыше 61 тысячи аварий и крушений, погибли сотни людей, и тысячи были ранены. Материальные убытки транспорта составили 60 млн руб., не считая огромных потерь в результате дезорганизации движения и сокращения объемов погрузки. Если учесть, что за тот год железнодорожным транспортом получено 19 тыс. вагонов, а разбито и повреждено – более 65 тыс., то становится очевидным, что крушения и аварии стали основным злом на железных дорогах.

Одна из станций 1 Московско-Виндавско-Рыбинской ж.д. 1930-е годы.

Одной из главных причин аварий и крушений явились разрывы поездов. В то время использовалась винтовая упряжь, прочность которой была невысокой. В подавляющем большинстве случаев разрывы возникали в результате небрежного осмотра упряжных приборов и плохого свинчивания сцепки, невнимательного отношения кондукторских бригад к сигналам машинистов о торможении и оттормаживании поездов, плохого содержания тормозных устройств, неправильного ведения поезда по перегону, незнания машинистами профиля пути. Дисциплина и организация были на низком уровне.

В соответствии с постановлением СНК СССР № 725 от 20 мая 1935 года «О передаче БСЖД в ведение НКПС» железная дорога была передана из комиссариата черной металлургии в ведение комиссариата путей сообщений. В этом же году приказом начальника Пермской железной дороги № 285 от 29.06.1935 года «Об организации Надеждинского отделения службы эксплуатации» организовано Надеждинское отделение службы эксплуатации (ДН-8). Это была еще не та структура организации на железнодорожном транспорте, которая появилась позже.

В состав отделения службы эксплуатации (ДН-8) вошли участки Пермской железной дороги от Надеждинска до Верхотурья и БСЖД с имеющейся техникой и кадрами. С первых же дней организации отделения службы эксплуатации надеждинские железнодорожники занялись реорганизацией своего хозяйства для того, чтобы иметь возможность включиться в общий ритм работы транспорта – поднять скорость и вес поездов.

Начальником вновь созданного Надеждинского отделения службы эксплуатации назначается В.М. Позняк. С июля 1935 года по март 1936 года Виктор Михайлович трудится начальником 8 отделения службы эксплуатации Пермской железной дороги, находящейся на станции Кабаковск.

Общим принципом в организации эксплуатационной работы железной дороги в то время был принцип поучасткового движения поездов, то есть каждая участковая станция отправляла поезда по готовности. Расписание следования поездов по участку имелось только для пассажирского движения. Плана формирования поездов не существовало.

В середине 30-х годов состояние безопасности движения на транспорте крайне ухудшилось. Анализ аварий и крушений, произошедших на сети железных дорог, показал, что наибольшее число происшествий имело место из-за разрывов, саморасцепов поездов и схода с рельсов подвижного состава на перегонах, станциях.

В 30-х годах транспорт также захлестнула волна большой текучести кадров среди руководителей, командного состава, начальников снимали и на их место ставили других. Проходило время и все повторялось. Большинству кандидатов катастрофически не хватало знаний, накопленного опыта работы, умения руководить большим производством. Сказывались и прошедшие в 30-е годы так называемые «чистки» в рядах руководителей, специалистов. Не обошло это явление и самого Виктора Михайловича: на очередном пленуме его винили в плохой организации работы, снижении объемов перевозимых грузов, низкой дисциплине и большом количестве крушений и аварий на транспорте.

В марте 1936 года он назначается начальником Транспортного цеха Кабаковского металлургического завода Треста «Востокосталь» (г. Кабаковск), но с марта 1937 года по октябрь 1937 года он трудится уже как заместитель начальника цеха. А в октябре 1937 года Виктор Михайлович Позняк был освобожден от работы согласно приказу по заводу.

Дальнейшая судьба Виктора Михайловича, к сожалению, автору не известна. В списках репрессированных он не числится. Также не имеется и фото, и мы не знаем, как выглядел этот замечательный человек, отдавший много сил и знаний на благо железнодорожного транспорта.

В январе 2017 года Виктору Михайловичу исполнилось 130 лет со дня рождения.

Лев МАКАРОВ
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg